Home

Advertisement

Previous Entry | Next Entry



Процентов 60 интернет start-up-ов сталкиваются с ситуацией - "не хватило денег", несмотря на перспективный бюджет бизнес-плана, составленный по правильному принципу "доходы по минимуму, расходы по максимуму".

Почему же это происходит? Это "шапкозакидательская" оценка рынка, особенно рынка несвободного, где действует несколько сильных игроков. Нереальный план продаж. Отсутствие риск-менеджмента. Размытый бизнес-процесс бюджетирования, бюджет не выдерживается, финансирование идет по принципу «то густо, то пусто» - в зависимости от динамики прибыли. И прочее и прочее, подробнее см по ссылке.

На основе общения с менеджерами интернет-проектов ведущих издательских домов, которые специализируются на классифайде и развитивают инет-проекты, я привожу пример «усредненного» проекта, который разбавил основными ошибками в бизнес-процессах (чтобы читать было не скучно).

Итак, у нашего воображаемого ИД есть сильная классифайд-газета и, как это почти всегда бывает (потому что руководство сосредотачивается на основном, более денежном бизнесе), крайне слабые сайты. Когда конкуренты, не имеющие офф-лайн изданий, стали в десятки раз обходить ИД по оборотам в интернет, собственники ИД попросили топа, курирующего интернет, взять PM (менеджера проектов), чтобы тот составил бизнес-план вывода направления в лидеры.

Сказано – сделано, PM написал бизнес-план: доходы поставили чтобы было не меньше чем у конкурентов. Причем не просчитали кто будет обеспечивать такой план продаж. Известно, что отдел продаж газеты боится интернета, да и продает больше в газету, т.к. с нее % дохода сейлза выше. Также не просчитали есть ли такие бюджеты у клиентов. В общем, к концу второго года кривая доходов стрелой взмывала вверх, так что рентабельность получилась, как у наркоторговли, под 500-1000%. Бизнес-план подписали не глядя и понеслось...

Сделали ТЗ и интерфейсы, набрали программистов, работа кипит. Однажды финансовый директор заметил, что слишком много программистов, а январь получился по доходам очень слабым по доходу всей компании, поэтому надо бы сократить технарей процентов за 30. Почему на 30% и почему технарей он не уточнил. Напрасно PM показывал подпись на бюджете. Еще через неделю решили сэкономить на отделе интернет-продаж - генеральный отрезал: «Продавать будут наши же сейлзы-профессионалы, они уже лет по 10 работают. Ты иди их и обучи».

Часть программистов уволили, и, глядя на это, другие программисты, едва закончив бета-версию, разбежались. PM обучал сейлзов, ставил планы, подавал пример, пытался встретиться хотя бы с одним клиентом, на что получал ответ: «нашим клиентам нужен офф-лайн», «сайт слабый, маленький трафик, продавать нечего», «не мешай нам продавать», и сам уволился после беседы с генеральным, который сказал, что PM давит на отдел продаж. Разумеется, без общения генерального и коммерческого на тему «ходят тут всякие, отвлекают только» здесь не обошлось.

Новый PM пришел через месяц, написал новый бизнес-план, успешно его защитил, набрал команду, и чудом запустил новый проект. Решив не повторять судьбу предшественника, он сосредоточился на «вылизывании» продукта и росте трафика.

Однако первый визит к фин-директору со счетом на контекстную рекламу в 5 тыс долл закончился так: «Вы докажите, эффективность рекламной кампании и ее влияние на будущие доходы, посоветуйтесь с отделом маркетинга... отделом продаж. И вообще, в интернете все бесплатно продвигают, гугл вон ни копейки на промо не потратил».

PM за 2 недели собрал необходимые заключения. Финдир, бегло просмотрел бумаги и отложил их в сторону:

- Судя по бюджету, деньги на рекламу есть, но мне сложно сказать, сколько ваш проект уже потратил с начала года. Впрочем, это не важно. Сейчас денег мало, давайте с Директом своим на бартер.

- Но... подписан бюджет, там живые деньги, да и какой бартер с Директом... – не понимая ответил PM.

- Уж не знаю что вы там понаписали своем бюджете... и не показывайте на мою подпись под ним... лучше смотрите сколько в месяц вы картриджей тратите... А кто заказывает по одной кофемашине на программиста? Ну хорошо... давайте ка посмотрим исполнение бюджета. Какие у нас сейчас продажи?..

- Но коммерческий директор... он не принимает мой план продаж... говорит, что менеджеры не могут...

- Вы их слабо мотивируете... – прервал фин-дир. - Так вот, сначала покажите, что проект может генерировать денежный поток, а потом приходите. - И вообще, вы знаете что мы открываем новое издание по автомобилям, а офис в Брянске требует ремонта?

- Но бюджет же подписан... – чуть уже не плакал PM.

- Слушайте, отдел контроллинга посчитал затраты на выпуск вашего проекта. Вместо заложенных по бюджету 120 тыс долл вы, точнее предыдущий менеджер... но это не важно, потратили 270. Кто вернет компании эти деньги? Вы своими продажами? – финансовый пустил в ход тяжелую артиллерию.

PM-у ничего не оставалось делать, как подписать счет напрямую у генерального и «спустить» его финансовому. Финансовому, скрипя зубами, пришлось оплатить. Однако через месяц по инициативе фин-дира всем менеджерам проектов была предложена новая система мотивации: фиксированный оклад был урезан взамен на % от продаж и рентабельности, рассчитываемый, разумеется, фин-директором. После первой зарплаты «по-новому» PM уволился.

Тем временем конкуренты выпустили новую версию и занялись регионами, а в ИД пришел на собеседование новый PM.

Comments

[info]andrewnalin wrote:
Mar. 14th, 2008 09:41 am (UTC)
очень жизненно.
[info]miskaryan wrote:
Mar. 14th, 2008 11:43 am (UTC)
Согласен, действительно часто такова жизнь внутри "волдырей", которыми, в таких случаях становятся сайты на теле классифайдных монстров.
[info]realcomp wrote:
Mar. 14th, 2008 01:02 pm (UTC)
как ты сложно описываешь эту, хорошо знакомую практику "с деньгами может любой дурак, а вы без денег попробуйте" :о)

знакома почти дословно, я по этой же причине и заебался ходить и доказывать что-то

на хуй не надо стало.
[info]_prince_c_ wrote:
Mar. 14th, 2008 04:53 pm (UTC)
Что-то все в этом раскладе выглядят идиотами. Кроме менеджеров проектов, почему-то, которые выглядят абсолютно разумными людьми, но никого не могут убедить.
[info]dmalin wrote:
Mar. 16th, 2008 08:19 pm (UTC)
Конечно топ-менеджеры не те, как вы их назвали в своем комментарии, да и менеджеры тоже хороши. Немного гротеска для интереса чтения и не более того Ж)
[info]zhukov_pavel wrote:
Mar. 19th, 2008 12:38 pm (UTC)
"Разумные люди" рисуют приросты дохода на 1000%? O_o
[info]_prince_c_ wrote:
Mar. 19th, 2008 12:54 pm (UTC)
Почему бы и нет? Если их проект после этого утвердили, значит, они все сделали правильно. Ещё Черчилль заметил, что политику необходимо умение делать точные прогнозы, а потом умно объяснять почему они не сбылись :) А каждый руководитель — в чем-то политик.
[info]dmalin wrote:
Mar. 22nd, 2008 07:34 am (UTC)
Конечно, 1000% несколько преувеличенно, но часто встречаются планы продаж с годовым ростом до 400%. На старте это конечно может быть, когда продажи растут с 1 тыс долл в мес до 5-10 в течение 2-3 мес.

Кстати, 99% случаев составители бизнес-плана не могут ответить на вопросы:
1. чем обеспечен план продаж?
2. покажите список клиентов и то, что вы будете им продавать. + кто будет продавать и как?
3. почему клиент именно этим бюджетом выберет вас, а не конкурента?
[info]gafa wrote:
Mar. 14th, 2008 07:04 pm (UTC)
Вот честное слово, никогда не понимал, каким образом Интернет-проекты приносят доход! Нет ли что-нибудь уже написаного у вас на эту тему? Был бы крайне признателен...
[info]realcomp wrote:
Mar. 14th, 2008 10:24 pm (UTC)
буа ха ха :о)
[info]dmalin wrote:
Mar. 16th, 2008 08:22 pm (UTC)
Как монетизировать трафик в инет - одно из моих приоритетных направлений. Тем не менее своим комментарием поставили меня в тупик :) Каким образом приносят доход? Т.е. какие виды рекламы на сайтах бывают? Как продавать баннеры или контекст? Напишите конкретнее, постараюсь подобрать что-нить интересное...
[info]gafa wrote:
Mar. 16th, 2008 08:33 pm (UTC)
В целом я знаком с видами рекламы, контекстная реклама, баннеры, это вроде все ясно. Просто неужели это единственный источник прибыли Интернет-проектов? Ну и конечно интересно было бы почитать что-нить на тему, как вы озвучили: "Как продавать баннеры или контекст."
[info]dmalin wrote:
Mar. 22nd, 2008 07:19 am (UTC)
Оки, кину ссылочку как что-нить появится. Просто Из-за новой работы даже блогом пока некогда заниматься...
[info]mind_mix wrote:
Mar. 15th, 2008 11:08 am (UTC)
со ссылкой наговнил
[info]mind_mix wrote:
Mar. 17th, 2008 04:25 am (UTC)
О, починил. Просто "по ссылке" вело не туда

Latest Month

September 2008
S M T W T F S
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
282930    

Tags

Powered by LiveJournal.com
Designed by Lilia Ahner